Все особенности речи дошкольника
29 апрСегодня мы поговорим о том, как развивается речь дошкольника и какие механизмы задействованы в дальнейшем становлении и усовершенствовании речи. Если сравнивать детей дошкольников с детьми раннего возраста, то можно увидеть многие изменения в их сфере общения. Если в раннем возрасте объектами для коммуникации выступали члены семьи, то теперь на первый план выходит общение детей со своими одногодками.
Тесный контакт между детьми происходит благодаря игровой деятельности, которая становится скоординированной и преследующей определенные цели. Если внимательно присмотреться, как играют между собой дети во 2 младшей группе детского сада, то можно увидеть ряд характерных особенностей речевого общения.
Прежде всего, это эмоциональность в общении, живая мимика, подражающая взрослым интонация, темп и размеренность речи, с помощью которой дети стараются отображать реальность, перенося свой опыт на предмет игры. Таким образом, посредством игры у детей развивается интенсивно диалогическая речь.
Параллельно с ней ребенок учится владеть монологической речью. Высказывая свои детские суждения относительно увиденного, делясь со взрослыми или сверстниками своими переживаниями, эмоциями, впечатлениями от увиденного ребенку каждый день приходится применять монологическую речь на практике. Монологическая речь детей дошкольного возраста также часто звучит во время занятий в детском саду, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, рассматривая ту или иную тему.
Если рассматривать развитие речи дошкольников, то можно увидеть интересную закономерность, касающуюся отношению к речи самого ребенка. На этапе становления речи, который припадает примерно на возраст 2-3 года, ребенок не задумывается о том, насколько правильно он произносит слова, речь служит для удовлетворения его потребностей.
После 3 лет дети становятся внимательнее к своей речи, стараются правильно произносить звуки, связно выражать свои мысли и внимательно следят за речью взрослых. Такое критическое отношение к своей речи характерно не для всех детей.
Преимущественно следят за своей речью те дети, с которыми занимаются родители и учат их правилам речевой культуры общения, благодаря которой формируется связная речь дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста, дети начинают проявлять интерес к игре со словами, и тем самым придумывать новые слова, подбирать рифмы к словам.
Ничего страшного в том нет, если вы услышите речь ребенка 3 лет, который употребляет в своей речи слова, придуманные самостоятельно. Очень часто такие слова действительно остроумные и подчеркивают то, что ребенок активно мыслил, делал свои умозаключения перед тем, как добиться рождения нового слова.
Для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие речи необходимо тщательно заниматься с ребенком, в свободное время не будет лишним почитать ему книжки и попросить пересказать о прочитанном, учить вместе на память стихи, петь песенки, частушки, разучивать чистоговорки и скороговорки. И даже простое общение принесет обязательно радость и пользу.
Ключевые теги новости: особенности, речь детей, дошкольники, особенности речи