Стихотворение Тютчева «Silentium». Восприятие, истолкование, оценка
22 июнВ философской лирике Тютчева воплотилась модель мироздания, созданная творческой мыслью поэта. По его мнению, жизнь – единство и борьба противоположностей, «роковой поединок» хаоса и космоса. Вечное боренье составляет основу как внешнего, так и внутреннего мира. Соприкосновение двух сфер бытия отразилось в стихотворении «Silentium».
Уже в первом шестистишии основную смысловую нагрузку несут императивные формы. Глагол повелительного наклонения открывает произведение и завершает каждую строфу. Кроме того, императив «молчи» непосредственно связан с заглавием: «Silentium» – тишина, молчание. Почему же лирический герой так настойчив в своем призыве? Он убежден, что космос человеческой души — чистая, первозданная, первородная глубина, которая не должна соприкасаться с внешним миром. Неслучайно поэт использует для характеристики сложного концептуального образа вполне понятные читателю сравнение («как звезды в ночи») и метафору (« Взрывая, возмутишь ключи»).
Этому художественному плану противопоставлен другой – «наружный шум», хаос. Он способен «оглушить» чувства и мечты, лишить их силы и правды. «Мысль изреченная есть ложь», – говорит поэт, и эта фраза наиболее полно выражает идею стихотворения: душа питается неизреченной мыслью.
Космосу и хаосу в стихотворении соответствует особый колорит. Первая композиционная часть (два шестистишия) окрашена цветами ночи. В это время суток человек может уединиться, отвлечься от повседневности; темнота и свет звезд очаровывают, рождают ощущения бесконечности времени и пространства. «Дневные лучи» хаоса, напротив, заставляют обратить взор во внешний мир.
Автор скрупулезно отбирает лексические средства: книжно-архаические слова («оне», «изреченная», «внимай») создают высокий пафос произведения и придают философскому содержанию особую глубину.
Риторические вопросы заставляют нас задуматься над проблемами, которые волнуют Тютчева. Так возникает связь между читателями, автором и лирическим героем.
Особую роль играют внутристиховые паузы в заключительных строках каждой секстины: это смысловые акценты и ритмическая опора строф. Но самое большое значение поэт придает контрасту, который подчеркивает разницу между внутренним содержанием и внешними проявлениями личности. Этот прием лежит в основе конфликта.
Сложные философские мысли очень трудно передавать в стихотворной форме, однако Ф. И. Тютчеву это удается. Стихотворение «Silentium» доказывает тезис Н. Гумилева: «Стих есть высшая форма речи». Действительно, поэтическая речь Тютчева – образец ясного и точного отражения высокой идеи. «Мысль изреченная» не стала «ложью», но в этом нет противоречия с самим «Silentium». Поэт сумел продемонстрировать гармонию духовного и материального начала человеческого бытия.
Ключевые теги новости: стихотворения