Помогите: кризис первоклассника
13 сенСобрав все необходимое в школу, купив форму, канцелярские принадлежности и удобный письменный стол, родители первоклассника облегченно вздыхают: «Все, ребенок готов».
А так ли это? Ведь вскоре они замечают: ребенок не особо рад посещениям школы, стал раздражительным, вялым и т.п.
Помогите! Кризис!
Мало кто знает, что с началом учебы ребенок может испытать не один, а сразу несколько видов кризиса! Это и стресс социализации, стресс физических и эмоциональных нагрузок, стресс самосознания и, наконец, инфекционный стресс.
Стресс социализации – может возникнуть у детей, не посещавших дошкольные учреждения. Само слово «социализация» подразумевает собой взаимодействие с окружающими людьми. И ребенок, который сидел дома, даже если в этот момент с ним занимался педагог, не умеет решать социальные конфликты. Иногда такому ребенку сложно даются простые вещи (отпроситься в туалет, например, или обратиться за помощью). Такого рода проблемы могут возникнуть и у детей, которые посещали детский сад.
Что можно сделать родителям:
- Чаще бывать с ребенком в гостях, особенно там, где есть дети. Это научит ребенка коллективным занятиям, решениям возникших задач;
- Посещать массовые мероприятия. Ребенок должен спокойно относиться к большому скоплению людей;
- В виде игры показывать ребенку возможные ситуации, связанные со школьной жизнью. Следует давать при этом правильную модель поведения в определенных случаях.
Стресс физических и эмоциональных нагрузок. Здесь все более-менее понятно: школьный режим, уровень ответственности за выполненные уроки, ответы у доски и т.п. Даже самые подготовленные дети испытывают данный кризис. Родители в силах помочь преодолеть его:
- Обязательное условие – соблюдение режима дня. Только хорошо отдохнув ночью, ребенок сможет с утра быть активным и внимательным;
- Прогулки на свежем воздухе, активный отдых и правильный рацион – важные составляющие успешной учебы;
- Ограничение использования компьютера и телевизора. Если мобильный телефон «богат» играми – его тоже лучше убрать;
- Внимание на подготовку домашнего задания! Все должно происходить в дружелюбной форме, только после отдыха ребенка по приходу из школы.
Стресс самосознания. Простыми словами это разочарование ребенка. Готовясь к школе, он может мечтать об успехах, отличных оценках, легкой учебе. Может случиться и так, что ребенок, посещавший подготовительные курсы к школе, показывал хорошие результаты. А в 1 классе начал «съезжать». Все дело в том, что курсы – это игра. А школьные уроки – серьезная, систематическая и обязательная работа.
Родителям следует следить и за самооценкой ребенка. Если он дома был любимым и единственным, то в классе, где таких «любимых» от 20 человек, ребенку может быть тяжело эмоционально.
- Не надо приучать ребенка к тому, что за все он будет получать похвалу и награды;
- Не стоит сравнивать успехи ребенка с достижениями других детей. Лучше оценивать действия самого ребенка в сравнении: вчера было плохо – сегодня хорошо – завтра будет лучше;
- Можно привести пример из своего школьного детства, чтобы ребенок знал, что родители понимают его переживания, так как в свое время прошли подобное.
Инфекционный стресс. Дети, посещавшие до школы детский сад, болеют в 1 классе реже. Это правда. Но и то, что иногда в школу приводят детей, не привитых вообще – тоже, правда.
- Для того чтобы уменьшить инфекционный кризис, необходимо приучить ребенка обязательным правилам личной гигиены. Чаще мыть руки, не пить (даже с другом!) из одного стакана и, тем более соломинки;
- Ребенку следует всегда иметь в портфеле влажные антибактериальные салфетки.
Стоит заметить, что ребенок может начать болеть и в том случае, если он начал испытывать в школе постоянные стрессы (конфликты с учениками, отсутствие внимания со стороны учителя, общий дискомфорт и т.п.). В этом случае важно активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Дружелюбные отзывы о школе, учителе, успехах ребенка – обязательное условие его позитивного настроения, а значит, и успешного обучения!
Ключевые теги новости: кризис, Школьник, первоклассник