Детская литература - основа воспитания будущих поколений
03 декПонятие детской литературы – явление довольно условное, поэтому не имеет четкого терминологического толкования. Такое происходит в силу отсутствия прямого разделения литературы как таковой строго на категории детской и взрослой.
Но для более ясного представления о явлении детской литературы ученые выделяют другое понятие - круг детского чтения, включающий в себя:
- фольклорные и другие проведения, которые созданы взрослыми для детей;
- произведения, созданные самими детьми;
- произведения, которые созданы для взрослых, но вошли в круг детского чтения.
В детской литературе существует система особой градации, разделяющей круг детского чтения на возрастные категории:
- от рождения до 3 лет – младенчество;
- от 3 до 6-7 лет – дошкольный возраст;
- от 7 до 11 – младший школьный возраст;
- от 12 до 15 – средний школьный возраст или подростничество;
- от 16 – 18 – юность.
Некоторые исследователи расходятся в мнениях по разделению возрастных периодов, например, Даль считает детством возраст от рождения до 14 лет, а с 12 до 25 – юность.
Также, споров коснулась и тема развития детской литературы во времена Советского Союза. Особую остроту полемика в данном вопросе развернулась в 90-е гг. в журнале «Детская Литература», где главным предметов дискуссий оказался диспут о формировании модели детства.
Вл. Акимов утверждает, что советская литература разрушает модель детства, которая складывалась веками: Россия до советского времени была страной, где дети росли рядом с родителями, а уже в советское время возникли группы продленного дня, дети стали воспитываться не со взрослыми, а с детьми своего возраста. Это привело к усугублению конфликта поколений. По Акимову, в досоветское время была определенная модель.
Ему возражает Н. Рогачев, по мнению которого писатели советского времени доказали, что детство - это особенный уникальный этап в развитии человека. Вообще психологи считают, что детство - это сложная пора, когда ребенок должен усвоить тысячелетний опыт предшествующего времени. Рогачев говорит, что в советское время у нас были прекрасные образцы детской литературы, несмотря на то, что произведения в эти годы были подчинены гос.идеологии (хоть сейчас и тяжело эту идеологию в них проследить).
Несмотря на полемику, в советские годы было произведено большое количество "продуктов" детской литературы, она ярко выделилась из взрослой в 1917 г.
Первой детской писательницей считается Екатерина II, которая писала сказки своему внуку, где представляла себя в образе доброй и мудрой волшебницы Фелицы.
Для того, чтобы какое-либо произведение справедливо можно было отнести к разряду детского литературы, к нему, в свою очередь, предъявляется ряд особых требований, и только при соблюдении следующих правил книгу возводят категорию детской книги.
Во-первых, еще в Средневековье писатели точно уяснили, что детская книга должна содержать в себе совершенно иной язык, нежели книга, предназначенная для чтения взрослым человеком.
Критики полагают, что "продукты" детской литературы должны быть очень высокого качества, а именно являться практически произведениями искусства. Такой феномен связан с формированием эстетического вкуса ребенка, ведь дети сами еще не могут отличить хорошее от плохого. К тому же, детская литература всегда отражает те процессы, которые происходят в искусстве.
Многие писатели утверждают, что произведения детского круга чтения должны быть явлениями искусства, а не только дидактики.
Специфика детской книги, прежде всего, выражается через ее компонентные составляющие:
- Основу произведений - образность. В основе книги лежит яркий запоминающийся образ (Буратино, Чебурашка, Колобок, Гарри Поттер).
- Степень занимательности. Произведение должно обладать насыщенным динамическим сюжетом. Текст чаще всего состоит из существительных и глаголов, потому что внимание детей приковывает движение, а не статика.
- Категории наглядности (то есть должны быть иллюстрации). Принцип наглядности в педагогику ввел Ян Амос Коменский. Многие писатели очень тщательно относятся к выбору иллюстраций. Чуковский сам определял, сколько иллюстраций должно быть в сказке. Существует понятие «автор одной книги»: автор сам является иллюстратором своих произведений, эта традиция закладывается в Англии в 19 в. ("Маленький принц" Экзюпери, "Приключения Алисы в Стране чудес" Кэролл). Есть случаи, когда художник сам становится писателем (Сутеевский).
- Своеобразной формы подачи материала: использование принципа черно-белого рисунка (значит, герои либо положительные, либо отрицательные). Постепенно герои в книгах меняются целесообразно с возрастом ребенка, для которого предназначена книга.
- Языка детской книги - он должен отличаться легкостью, но не простотой.
- Наконец, книга должна помогать воспитанию, в ней должна быть мораль.
Ключевые теги новости: литература, чтение, развитие ребенка, книги