Случайные новости

Топики на английском для школьников "Moscow. History"

Топики на английском для школьников

    It is not known when Moscow was first settled. The first recorded reference to the town is in..

Русские сказки для детей. Василиса Прекрасная

Русские сказки для детей. Василиса Прекрасная

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь,..

Сценарий "По щучьему веленью" для детей старшей группы детского сада

Сценарий

Действующие лица  Взрослые: Ведущая. Емеля. Мать. Дети: Зайчиха. Емеля. Зайчонок. Несмеяна...

» » Детская литература - основа воспитания будущих поколений

Детская литература - основа воспитания будущих поколений

03 дек

Понятие детской литературы – явление довольно условное, поэтому не имеет четкого терминологического толкования. Такое происходит в силу отсутствия прямого разделения литературы как таковой строго на категории детской и взрослой.

 

Детская литература - дети читают книги


Но для более ясного представления о явлении детской литературы ученые выделяют другое понятие - круг детского чтения, включающий в себя:

  1. фольклорные и другие проведения, которые созданы взрослыми для детей;

  2. произведения, созданные самими детьми;

  3. произведения, которые созданы для взрослых, но вошли в круг детского чтения.



В детской литературе существует система особой градации, разделяющей круг детского чтения на возрастные категории:

  • от рождения до 3 лет – младенчество;

  • от 3 до 6-7 лет – дошкольный возраст;

  • от 7 до 11 – младший школьный возраст;

  • от 12 до 15 – средний школьный возраст или подростничество;

  • от 16 – 18 – юность.

 


Некоторые исследователи расходятся в мнениях по разделению возрастных периодов, например, Даль считает детством возраст от рождения до 14 лет, а с 12 до 25 – юность.

Также, споров коснулась и тема развития детской литературы во времена Советского Союза. Особую остроту полемика в данном вопросе развернулась в 90-е гг. в журнале «Детская Литература», где главным предметов дискуссий оказался диспут о формировании модели детства.

Вл. Акимов утверждает, что советская литература разрушает модель детства, которая складывалась веками: Россия до советского времени была страной, где дети росли рядом с родителями, а уже в советское время возникли группы продленного дня, дети стали воспитываться не со взрослыми, а с детьми своего возраста. Это привело к усугублению конфликта поколений. По Акимову, в досоветское время была определенная модель.

Ему возражает Н. Рогачев, по мнению которого писатели советского времени доказали, что детство - это особенный уникальный этап в развитии человека. Вообще психологи считают, что детство - это сложная пора, когда ребенок должен усвоить тысячелетний опыт предшествующего времени. Рогачев говорит, что в советское время у нас были прекрасные образцы детской литературы, несмотря на то, что произведения в эти годы были подчинены гос.идеологии (хоть сейчас и тяжело эту идеологию в них проследить).

Несмотря на полемику, в советские годы было произведено большое количество "продуктов" детской литературы, она ярко выделилась из взрослой в 1917 г.

Первой детской писательницей считается Екатерина II, которая писала сказки своему внуку, где представляла себя в образе доброй и мудрой волшебницы Фелицы.

Для того, чтобы какое-либо произведение справедливо можно было отнести к разряду детского литературы, к нему, в свою очередь, предъявляется ряд особых требований, и только при соблюдении следующих правил книгу возводят категорию детской книги.

Во-первых, еще в Средневековье писатели точно уяснили, что детская книга должна содержать в себе совершенно иной язык, нежели книга, предназначенная для чтения взрослым человеком.

Критики полагают, что "продукты" детской литературы должны быть очень высокого качества, а именно являться практически произведениями искусства. Такой феномен связан с формированием эстетического вкуса ребенка, ведь дети сами еще не могут отличить хорошее от плохого. К тому же, детская литература всегда отражает те процессы, которые происходят в искусстве.

Многие писатели утверждают, что произведения детского круга чтения должны быть явлениями искусства, а не только дидактики.

Специфика детской книги, прежде всего, выражается через ее компонентные составляющие:

  1. Основу произведений - образность. В основе книги лежит яркий запоминающийся образ (Буратино, Чебурашка, Колобок, Гарри Поттер).

  2. Степень занимательности. Произведение должно обладать насыщенным динамическим сюжетом. Текст чаще всего состоит из существительных и глаголов, потому что внимание детей приковывает движение, а не статика.

  3. Категории наглядности (то есть должны быть иллюстрации). Принцип наглядности в педагогику ввел Ян Амос Коменский. Многие писатели очень тщательно относятся к выбору иллюстраций. Чуковский сам определял, сколько иллюстраций должно быть в сказке. Существует понятие «автор одной книги»: автор сам является иллюстратором своих произведений, эта традиция закладывается в Англии в 19 в. ("Маленький принц" Экзюпери, "Приключения Алисы в Стране чудес" Кэролл). Есть случаи, когда художник сам становится писателем (Сутеевский).

  4. Своеобразной формы подачи материала: использование принципа черно-белого рисунка (значит, герои либо положительные, либо отрицательные). Постепенно герои в книгах меняются целесообразно с возрастом ребенка, для которого предназначена книга.

  5. Языка детской книги - он должен отличаться легкостью, но не простотой.

  6. Наконец, книга должна помогать воспитанию, в ней должна быть мораль.



Ключевые теги новости: литература, чтение, развитие ребенка, книги

0 комментариев
Ф. И. О
Email
Комментарий
Код
Введите код

Популярные новости

Последние комментарии

    VasiLess-фото VasiLess

    Кстати, стихи для детей вполне можно  использовать как колыбельную. Не всем же повезло с голосом и слухом. Негромко ...

    VasiLess-фото VasiLess

    Избежать ссор между детьми практически невозможно. На своем опыте убедился. Единственный вариант - большая разниц ...