Когда мы хвалим своих детей за что-то больше, а за что-то меньше, мы даем им понять, что для нас важно. К несчастью, в нашем потребительском обществе детей со всех сторон атакует представление о том, что личностная ценность и достоинство определяются количеством и типом материальной собственности, которой мы обладаем. Важно найти противовесы потребительским ценностям, давлению которых постоянно подвергаются наши дети, в наших собственных, менее материалистических ценностях. Для начала можно дать детям знать, что мы любим их в первую очередь за то, что они такие, какие есть.
Мы можем активно противостоять атакам потребительских ценностей, порой ненавязчивым, а порой и откровенным. Мы можем помочь детям, с самого раннего возраста обращая их внимание на то, что мы окружены и явной рекламой, и завуалированной пропагандой, которые специально заставляют людей думать, что им необходимы все те вещи, в действительности им не нужные. Мы можем указывать на то, что хотя эти послания подразумевают, что обладание вещами может дать человеку счастье, дружбу и любовь, в действительности оно этого не может. Когда мы показываем детям, что ценим их такими, какие они есть, мы также учим их выносить здравое суждение о людях, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Когда в пятый класс, где учился Джейк, пришел новый мальчик Тимоти, он произвел на всех детей большое впечатление. Он долгое время жил за границей вместе с родителями, говорил на нескольких иностранных языках и занимался спортом. Быстро распространились слухи о том, что у него огромный дом, битком набитый новейшими видеоиграми. А еще там есть домашний кинотеатр и бильярдный стол. Все мальчишки горели желанием поиграть у Тимоти дома. Однако когда Джейк побывал в гостях у Тимоти, он обнаружил, что тот авторитарен, труден в общении, а порой и откровенно жаден. Когда отец забрал Джейка и повез домой, мальчик всю дорогу просидел молча.
- И чем же вы занимались весь день? Хорошо повеселились? - поинтересовался отец.
Джейк начал рассказывать, чем они занимались, а потом принялся жаловаться: Тимоти всегда стремится настоять на своем, он должен во что бы то ни стало выигрывать в каждой игре и поэтому жульничает.
Отец некоторое время внимательно слушал Джейка. Когда в речи сына возникла пауза, он спросил:
- Ну, и что же ты думаешь о том, как Тим себя вел?
- Мне это не понравилось! - подчеркнуто заявил Джейк.
- Хмм... А что именно тебе не понравилось?
- Пусть у него в доме полно игрушек, но я все равно не хочу с ним играть! - выпалил Джейк.
Отец помолчал, обдумывая слова сына, а потом сказал:
- Я горжусь тобой, Джейк, потому что ты понимаешь: важно то, каков сам человек, а не сколько у него всяких замечательных вещей.
Отец поддерживает решение Джейка ценить самого человека, а не его собственность. Простые разговоры, подобные этому, возникают случайно в течение наших переполненных делами дней. Они дают нам возможность утвердить позитивные ценности, которые развиваются у наших детей, на примере конкретных ситуаций, которые создает для нас повседневная жизнь.