Тактильная гиперчувствительность
18 декПовышенная чувствительность кожи – это неспособность ребенка справиться с неприятными ощущениями. Дети с такой проблемой отрицательно и очень эмоционально реагируют на любые тактильные ощущения.
Обычно люди могут контролировать неприятные ощущения, зная, что именно прикасается к коже. Большой паук причинит сильный дискомфорт, но понимая, что контакт происходит с перышком, человек способен «затормозить» его. Гиперчувствительные дети не способны полностью осознавать ощущения, все прикосновения они воспринимают как раздражение и дискомфорт. Из-за этого ребенок не может уловить момент торможения, что делает его очень беспокойным и активным.
Дети с тактильной гиперчувствительностью не хотят есть все липкое, требуют, чтобы им сразу после таких продуктов вытирали рот. Они чрезвычайно разборчивы в еде, отказываются от малинового и ежевичного варенья из-за косточек.
Такой ребенок раздражается во время одевания и раздевания, потому что эти процессы вызывают трение вещей о кожу, что доставляет дискомфорт. Гиперчувствительные дети не могут носить шерстяную одежду или одежду с ярлыками, которые царапаются. Хождение босиком по пуску, камешкам, траве, иногда даже по грубым или мохнатым коврам причиняет им огромные неудобства.
Как же тогда отличить ребенка с гиперчувствительностью от детей, которым просто не нравится что-либо из вышеперечисленного? Если они просто говорят, что не любят определенную еду или одежду, то ребенок с тактильными проблемами не понимает, что именно его не устраивает. Он не понимает, что конкретно доставляет ему неудобство, начинает плакать, толкать, кричать или отказываться от чего-либо внешне абсолютно беспричинно.
Такие дети нуждаются в контакте едва ли не больше, чем другие, но испытывают трудности с его принятием. Если окружающие не понимают этих проблем, то гиперчувствительный ребенок встречает много сложностей в социальных отношениях.
Признаки повышенной чувствительности кожи
- Уклонение от чужих прикосновений. Близкие люди обижаются на ребенка, который старается избегать поцелуев, объятий, но он просто боится неприятных ощущений. Это уклонение не носит личного характера.
- Нежелание стоять в очереди или находиться среди большого количества людей.
- Нежелание носить одежду с коротким рукавом, чтобы не ощущать дискомфорт от случайных прикосновений.
- Отрицательная реакция на прикосновения к лицу. Сюда относится стрижка и мытье головы, из-за чего ребенок может начать злиться или плакать.
- Избегание игр, требующих тактильного контакта. Ребенку будет проще принимать и контролировать такие ощущение, если взять его за руку.
Самое главное при этом – принять и осознать проблему ребенка, уважать его реакции. Отрицание трудностей может только усугубить ситуацию. Нельзя заставлять такого ребенка игнорировать неприятные ощущения, говорить, что так вести себя неприлично. Иначе он будет чувствовать вину и думать, что разочаровывает близких.
Как можно скорректировать повышенную чувствительность кожи?
- Нужно вводить тактильные ощущения в жизнь ребенка постепенно. Можно попробовать показать сначала все на себе, превращая купание, одевание, прием пищи в игру. Но нельзя ускорять события, принуждая ребенка сразу же повторять за взрослым.
- Необходимо касаться ребенка не кончиками пальцев, а ладонью, так как сильное давление напрягает меньше, чем легкое.
- Можно использовать игры, предоставляющие возможность получать новый тактильный опыт. Сначала все необходимо показывать на себе, мягко предлагая ребенку повторить за взрослым или помочь ему.
- Надо поддерживать желание получать новый опыт в ощущениях. Лучше, если ребенок приобретает их при активном участии в каких-либо действиях.
- Нужно постараться запомнить, какие ткани, продукты, материалы, ситуации ребенку неприятны. Следуют избегать этих вещей.
Нельзя убеждать себя, что ребенок просто капризничает и манипулирует родителями или учителями, необходимо понимать, что он страдает. Стоит объяснить окружающим (родственникам, воспитателям), что причиняют дискомфорт не проявление их внимания, а сам факт тактильного контакта. Следует терпеливо и внимательно помогать ребенку в развитии сенсорной интеграции.
Ключевые теги новости: